Российские ученые разработали новый метод анализа ДНК

Российские ученые из Института цитологии и генетики СО (Сибирское отделение) РАН разработали новый подход в генетическом обследовании пациентов. Новый метод анализа ДНК позволит упростить и вдвое удешевить диагностику генетических заболеваний, а также даст врачам возможность находить новые виды нарушений.

В основном, первопричины заболевания врачи начинают искать с наиболее крупных и заметных изменений — например, с помощью микроскопа они могут рассмотреть ДНК на уровне хромосом. Если же этот метод не помогает, то пациента направляют на другие исследования, подразумевающие прицельное изучение отдельных генов. Тесты задействуются последовательно, вплоть до обнаружения причины болезни.
Как правило, такой подход оказывается слишком дорогостоящим для пациента, поскольку за одну процедуру иногда нужно платить от 10 до 50 тыс. рублей.

Как рассказал ведущий сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Вениамин Фишман, в новом способе используется метод фундаментальной биологии, который позволяет с помощью секвенирования ДНК определить ее пространственное положение в клеточном ядре. При этом физически близкие участки ДНК в нашем эксперименте сшиваются друг с другом, и мы можем это обнаружить при помощи секвенирования. По словам ученого, именно эти сшивки ДНК, образующиеся в ходе биохимической реакции, позволяют судить о геноме, оценивая его структуру выборочно — в ключевых сегментах, после прочтения которых, можно судить о состоянии более крупных участков ДНК, не вдаваясь в их подробное изучение. В результате это может вдвое снизить стоимость анализа.

Новая технология будет актуальна как при лечении людей, так и для отбора эмбриональных клеток, которые используются при процедуре ЭКО. Методика уже прошла испытания на клетках и в тестовом режиме начала использоваться для диагностики заболеваний на группе пациентов. Ожидается, что клиническое использование методики может начаться в 2021 году.

Комментарии: